Измерение температуры тела

Измерение температуры тела имеет важное значение для диагностики различных заболеваний и, в первую очередь, инфекционных. Характер нарастания температуры, высота ее, способ падения часто пред­ставляются характерными для того или другого заболевания, а потому систе­матическое измерение температуры тела может дать весьма ценные диагнос­тические указания.
Хотя общее представление о температуре тела можно получить при помощи ощупы­вания кожи (лучше всего закрытых частей тела, например, груди или спины), однако на­иболее точные данные получаются при измерении температуры тела с помощью медицинского термометра. Он состоит из стеклянной трубки с капиллярным просветом, на нижнем конце которой имеется цилиндрическое расширение — резервуар с ртутью. Стеклянная трубка прикреплена к шкале, на которой нанесены обозначения градусов, причем промежутки между градусами разделены на десятые доли. Шкала в медицинских термометрах градуи­руется по Цельсию и обычно от 30—33° С до 42—45° С. Для прочности трубочка вместе со шкалой заключена в другую стеклянную трубку. Употребляемые для измерения температуры медицинские термометры являются максимальными, так как столбик ртути в них остается на наибольшей достигнутой высоте после прекращения измерения температуры. Поэтому перед и после употребления такие термометры нужно сильно встряхивать для того, чтобы ртуть опустилась в свой резервуар. Во избежание переноса заразы от одного больного к дру­гому рекомендуется в лечебных учреждениях держать термометры в посуде с дезинфици­рующим раствором.
Наиболее распространенным способом измерения температуры является измерение ее в подмышечной ямке. Более точные данные получаются при измерении температуры в прямой кишке, где температура более постоянна и не зависит от температуры окружающей среды. Однако этот способ не нашел широкого применения; им пользуются только при измерении темпе­ратуры у маленьких детей и у больных, находящихся в бессознательном состоянии. Следует помнить, что температура в прямой кишке на 0,3—0,5° С выше, чем в подмышечной ямке.
Перед помещением термометра в подмышечную ямку следует тщатель­но вытереть кожу в ней от пота, так как, во-первых, жидкость плохо про­водит тепло от кожи к термометру, а во-вторых, испарения пота отнимают часть тепла. Положив конец термометра с резервуаром в подмышечную ям­ку, следует прижать руку больного к его груди для того, чтобы резервуар оказался в замкнутой полости, температура которой была бы ограждена от влияния температуры окружающего воздуха. В таком положении рука должна оставаться до конца измерения. Если больной вследствие сильной слабости не может удерживать руку сам в таком положении, ему в этом должен помочь ухаживающий персонал. Длительность измерения темпера­туры зависит от ее высоты. При температуре 38е С и выше столбик ртути достигает максимального уровня через 5—6 мин, при небольших же повыше­ниях температуры термометр должен оставаться в подмышечной ямке не менее 15 минут.
Как у здоровых, так и у больных температура тела обнаруживает суточные колебания с минимумом в утренние и максимумом в вечерние часы. Так как величина суточных колебаний температуры также имеет диагностическое значение, измерение производится обычно два раза в день — утром между 7 и 9 часами и вечером между 17 и 19 часами. При некоторых заболеваниях (ревматизм, малярия, начинающийся туберкулез легких) повышение температуры может происходить и в другие часы дня. Если по другим признакам можно предположить эти заболевания, а температура, измеряемая в обычные часы оказывается нормальной, то необходимо в течение нескольких дней измерять ее через каждые 2—3 часа, чтобы не пропустить повышения.
Полученные при измерении температуры цифры вносятся на темпера­турные листки в виде точек на соответствующих местах. Эти точки соединя­ются прямыми линиями и в результате получается так называемая температурная кривая, изображающая ход колебаний температуры в течение всего периода измерения.
В период пищеварения температура подымается на несколько десятых градуса. Физические напряжения (бег, длительная ходьба) также спо­собствуют повышению температуры тела иногда на целый градус и даже больше.
Нормальная температура у взрослого человека колеблется в пределах 36,2—36,8° С, суточные колебания нормальной температуры находятся в пределах 0,3—0,5° С. Температура тела выше 36,8° С, а также значительная разница между утренней и вечерней температурами даже при нормальных абсолютных цифрах считаются патологическими. Можно различать следую­щие степени   повышения   температуры:
1)    субфебрильная температура — между 37 и 38° С;
2)    умеренно повышенная температура — между 38 и 39° С;
3)    высокая температура — между 39 и 40° С;
4)    чрезмерно высокая температура — выше 40° С.

Очень высокая температура (41—42° С и выше) называется гиперпи-рексией. Сама по себе высота температуры тела еще не говорит непременно о тяжести заболевания. Так, например, у детей при самых незначительных поражениях зева или бронхов температура может подняться до 40° С и выше. Такая же высокая температура встречается при малярии и при возвратном тифе, при которых предсказание обычно благоприятно. С другой стороны, субфебрильная температура может наблюдаться при таких серьезных забо­леваниях, как туберкулез легких или эндокардит. Далее, известно, что у лю­дей истощенных, а также длительно голодавших, болезни, обычно проте­кающие с высокой температурой (например, воспаление легких), могут протекать при субфебрильной или даже нормальной температуре. То же наблюдается у стариков.
В зависимости от величины суточных колебаний температуры различают­ся три   типа лихорадки:
1.  Постоянная лихорадка (febris continua), при которой температура повышена в течение целых суток, а разница между утренней и вечерней тем­пературой не превышает Г С (38,2° С утром и 38,9° С вечером).
2. Послабляющая лихорадка (febris remittens), температура также повы­шена в течение целых суток, разница между утренней и вечерней температу­рой больше 1° С (38,1° С утром и 39,6° С вечером).
3.  Перемежающаяся лихорадка (febris intermittens) характеризуется тем, что высокая температура прерывается в течение суток нормальной или даже пониженной.
При многих инфекционных болезнях тип повышения температуры остает­ся абсолютно одинаковым в течение всего заболевания, при других же он может меняться с дня на день. В последнем случае говорят об атипической или неправильной лихорадке. Такой неправильный тип лихорадки может наблюдаться, например, при септических заболеваниях, при экссудативных плевритах и пр. При хроническом, тяжело протекающем туберкулезе лег­ких характер температурной кривой также постоянно меняется, переходя из послабляющей в перемежающуюся и давая нередко крутые подъемы. Нередко температура поднимается и падает несколько раз в день, причем каждое повышение сопровождается ознобом, а понижение — обильным по­тоотделением. Такие колебания температуры, сильно истощающие больного, называются гектической лихорадкой (febris hectica). Иногда при этом более высокая температура наблюдается не по вечерам, а по утрам (обратный тип — typusi inversus). Если нанести на листок температурную кривую при любом инфекцион­ном заболевании от дня начала повышения температуры до возвращения ее к норме, то в каждой такой кривой можно отметить три стадии:
1) начальную стадию, или стадию нарастания, температуры (stadium incrementi), характеризующуюся тем, что температура с различной быстро­той повышается, прежде чем достигает стабильного уровня;
2)   среднюю стадию, или стадию вершины (stadium fastigii, или stadium acme), в течение которой температура, достигнув высшего уровня, остается на нем, давая лишь суточные колебания;
3)   конечную стадию, или стадию падения, температуры (stadium decrementi), в течение которой температура с различной быстротой пони­жается до нормы.

Длительность каждой стадии и всего температурного периода в целом, уровень температуры и тип ее во время средней стадии характеризуют те­чение лихорадки при той или другой болезни.
При некоторых заболеваниях характер температурной кривой может иметь типичные признаки.
При крупозном воспалении легкого stadium incrementi короткая, длится всего несколь­ко часов, в течение которых температура достигает высшего уровня. Такое быстрое повы­шение температуры, как правило, сопровождается сильным ознобом. Во время второй ста­дии, длящейся 7—9 дней, температура, оставаясь на уровне 39,0—40° С, протекает обычно по постоянному типу. Третья стадия (stadium decrementi) длится так же недолго, как и пер­вая: температура в течение одного дня падает до нормы, а часто и ниже нормы. Такое бы­строе падение температуры называется критическим падением, или кризисом. Критическое падение температуры сопровождается как правило обильным потоотделением, если темпера­тура, как это наблюдается при некоторых других заболеваниях, понижается постепенно, так что stadium decrementi длится несколько дней, то такое падение температуры назы­вается литическим, или лизисом. Если критическое падение температуры несколько за­тягивается (на 1—2 дня), но, однако, происходит быстрее, чем при лизисе, то такое падение температуры называют замедленным кризисом.
Нередко за 1—2 дня до кризиса наблюдается сильное повышение температуры с ухуд­шением самочувствия больного. Это явление называется предкритическим ожесточением (exacerbatio praecritica). Иногда за 1—2 дня до кризиса наблюдается так называемый ложный кризис, или псевдокризис, при котором температура сначала понижается, но затем опять повышается. Ложный кризис можно отличить от настоящего по следующим призна­кам: при настоящем кризисе температура падает, как правило, ниже нормы, а при ложном она и после понижения остается субфебрильной; при настоящем кризисе одновременно с падением температуры падает ниже нормы и частота пульса, при ложном кризисе пульс, хотя и урежается, однако остается несколько учащенным.
Температурная кривая при брюшном тифе характеризуется большей по сравнению с крупозной пневмонией длительностью всего температурного периода (до 4 недель), длитель­ностью стадии нарастания — 6—7 дней (повышениетемпературы ступенеобразное). Средняя стадия длится около двух недель, причем вначале температура протекает по постоянному типу, а затем по послабляющему. К концу этой стадии суточные размахи температуры становятся особенно большими; этот период крутых кривых называется амфиболическим периодом. При брюшном тифе характерна длительная (6—7 дней) конечная стадия,'во время которой температура постепенно возвращается к норме.
С. П. Боткин показал, что приведенный тип температурной кривой наблюдается лишь в 3-6% случаев брюшного тифа. Во всех же остальных случаях кривая имеет характер последовательно набегающих друг на друга температурных волн.
Весьма характерна температурная кривая при малярии. При этом заболевании между приступами, характеризующимися быстрым подъемом температуры до 40° С и выше с силь­ным ознобом и столь же быстрым падением ее через 6—8 ч, сопровождающимся обильным потоотделением, отмечается безлихорадочный период с нормальной температурой. Если при­ступы бывают через день, то такая лихорадка носит название трехдневной (febris tertiana), если через два дня на третий — четырехдневной (febris quartana), если ежедневно — каждодневной (febris quotidiana). При возвратном тифе температурные периоды длитель­ностью в 5—7 дней сменяются такой же длительности бестемпературными периодами — периодами апирексии. Если имеется несколько таких приступов, то их длительность обычно с каждым разом уменьшается, в то время как длительность периодов апирексии, наоборот, с каждым разом увеличивается.

Описанные формы температурных кривых при крупозной пневмонии, брюшном тифе и других инфекционных заболеваниях в наше время почти не встречаются. Это связано с тем, что применение антибиотиков и сульфа­ниламидных препаратов в значительной степени изменило клиническое те­чение указанных заболеваний.
Эфемерной, или однодневной, лихорадкой (febris ephemera) называется быстропреходящее повышение температуры, длящееся не более одного дня, а иногда только несколько часов. Такого рода кратковременное повышение температуры может наблюдаться при абортивно протекающих инфекцион­ных заболеваниях; так, например, во время эпидемии гриппа или тифа, среди многочисленных случаев, протекающих типично, могут попадаться случаи, сопровождающиеся лихорадкой, длящейся один день и даже несколько ча­сов (С. П. Боткин). Эфемерная лихорадка бывает также при легких расстройст­вах пищеварения, особенно в летнее время, при перегревании тела на солнце, иногда под влиянием сильного душевного переживания, через несколько часов после переливания крови, изредка после внутр-ивенного введения ле­карственных веществ. Наблюдается эфемерный тип лихорадки в некоторых случаях после выпускания жидкости из брюшной полости при асцитах, пос­ле обширных подкожных кровоизлияний в результате всасывания излив­шейся крови (резорбционная лихорадка). Кратковременная резорбционная лихорадка наблюдается при всасывании отделяемого с поверхности ран даже после асептически проведенных операций. Отмечали такую лихорадку также после введения катетера в мочеиспускательный канал; причиной является либо раздражение нервов слизистой оболочки, либо легкая инфекция, возникающая несмотря на все принятые меры предосторожности.
Субнормальной называется температура ниже 36,2° С. Такая темпера­тура наблюдается при переохлаждении, при длительном голодании, при ка­хексии, при микседеме, при алиментарной дистрофии. В этих случаях при­чиной субнормальной температуры является понижение окислительных процессов в организме и недостаточная в результате этого выработка тепла, а при переохлаждении также и усиленная теплопотеря.
Субнормальная температура сопровождает нередко недостаточность кро­вообращения вследствие замедления тока крови в кожных сосудах и в ре­зультате этого усиленной теплопотери; она бывает после кризиса при ин­фекционных заболеваниях, после значительных кровопотерь, при некоторых психических заболеваниях. В этих случаях субнормальная температура воз­никает, главным образом, вследствие нарушения теплорегуляции.
Резкое снижение температуры до субнормальных цифр наступает при коллапсе. Так называется внезапно наступающая острая сердечно­сосудистая недостаточность, возникающая иногда при некоторых тяжелых инфекционных болезнях. При этом наряду с другими симптомами, которые будут описаны ниже, наблюдается резкое понижение температуры. В отличие от падения температуры тела при кризисе пульс при коллапсе не только не урежается, но, наоборот, резко учащается. В результате этого кривая температуры, стремительно падающая вниз, перекрещивается с кривой пуль­са, круто поднимающейся кверху. Наконец, субнормальная температура наблюдается у некоторых здоровых людей в результате конституциональ­но обусловленного понижения обмена веществ.

Похожие статьи