В
различные годы жизни, месяцы и дни организм ребёнка имеет свои
анатомо-физиологические, функциональные и психологические отличия. По таким отличиям мы и попытаемся поделить развитие детей на соответствующие периоды.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
А. Подготовительный этап
1) период формирования наследственности
2) формирование соматического и репродуктивного
здоровья родителей
3) предконцепционный период – профилактика нарушений гаметогенеза
Б.
Внутриутробный этап (270 - 280 суток)
1) герминальный, или зародышевый период (1
неделя с момента зачатия) и период приживления
(40 часов)
2) фаза эмбрионального развития:
а)
собственно эмбриональный период (5-6 недель)
б) неофетальный, или эмбриофетальный (2 недели – время
формирования плаценты)
3) фаза плацентарного развития:
а) ранний фетальный период (9 – 28 недель)
б) поздний фетальный период или антенатальный (от 28 недель до рождения)
В. Интранатальный период (период родов)
Г. Внеутробный этап
1) период новорожденности (0 - 28 дней):
а) ранний неонатальный (0 - 6 суток)
б) поздний
неонатальный (7 - 28 суток)
2) период грудного возраста (от 29 суток до 12
месяцев)
3) период молочных зубов (1 – 7 лет):
а) преддошкольный
период (младшего детства) (1 - 3 года)
б)
дошкольный период (от 3 до 6 - 7 лет)
4) младший
школьный возраст (от 6 -7 до 11 лет)
5) период полового созревания, или старший школьный
возраст (от 11 - 12 до 17 – 18 лет)
Критические периоды:
- время когда ребенок либо очень быстро растет, либо быстро созревают его функциональные системы и он очень чувствителен к воздействию внешних факторов;
-
переход от одного вида обмена к другому;
-
переход от одного вида питания к другому;
-
должен завершиться более высоким уровнем адаптации.
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РОСТА И
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Возрастные границы
|
Особенности критического
периода
|
Внутриутробный период
I триместр беременности (20
-70 дней после зачатия)
|
Максимальная интенсивность процессов пролиферации
клеток, дифференцирования тканей, формирования органов. Риск возникновения
врожденных пороков развития.
|
Последний триместр
беременности
|
Ускорен рост массы тела. Риск возникновения
внутриутробной гипотрофии, рождения недоношенного ребенка.
|
Перинатальный период
|
Риск травматизации в родах. Переход ко внеутробной
жизни: метаболическая и функциональная адаптация. Потеря и возобновление массы
тела.
|
Неонатальный период
|
Период значительной адаптации.
|
Второе полугодие – второй год жизнь
|
Переход на независимое от матери питание.
Интенсивный рост
и
энергетический обмен.
|
1-3 год
|
Формирование высшей нервной деятельности.
|
Раннее детство и дошкольный этап (2 – 7 лет)
|
Относительная стабилизация скорости роста (гомеорезис), первое вытягивание в конце этого периода.
Завершение миелинизации основных проводящих путей нервной системы.
|
Старший школьный период
|
Половое созревание. Модуляция обмена веществ под
воздействием гипоталамо-гипофизарных и половых гормонов,
андрогенов, пубертатный скачок роста, окончательное формирование фенотипа.
|
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА
НОВОРОЖДЕННОСТИ
1.
Интенсивное приспособление к новым условиям жизни:
а) функционирование
малого круга кровообращения и внешнего дыхания;
б) переход
на энтеральный путь питания.
2.
Морфологическая незавершенность строения многих органов и систем, их
функциональное несовершенство.
3.
Состояние „нестойкого равновесия” для основных систем новорожденного,
транзиторные (переходные) состояния периода адаптации.
4.
Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами
возбуждения (разлитое торможение). Устанавливается ритм кормления, ритм сна (перестройка ЦНС).
5.
Снижена иммунологическая реактивность – низкая фагоцитарная активность лейкоцитов,
незавершенный фагоцитоз, низкий уровень С3, С5 комплимента, низкое
содержание иммуноглобулинов А и М. Пассивный иммунитет от матери (содержание Ig G в крови ребенка достигает
99% от содержания его в крови матери) обеспечивает защищенность от
специфических (детских) инфекционных заболеваний.
6.
В структуре патологии преобладают: поражение ЦНС в результате перенесенной
гипоксии, задержка развития, пороки внутриутробного развития, родовые травмы, инфекционные
заболевания (врожденные и приобретенные).
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА
ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
- Интенсивный рост и прибавка массы тела ребенка, с постепенным снижением динамики роста.
- Высокая интенсивность обменных процессов с преобладанием анаболических процессов.
- Преобладание функции щитовидной железы, которая обеспечивает высокий основной обмен и анаболические процессы и вилочковой железы (тимуса). Перестройка гормонального и иммунологического фона способствуют реализации склонности к аномалиям конституции (диатезов). Конституция – совокупность относительно стойких морфологических и функциональных свойств человека, предопределенных наследственностью, возрастом или длительным и интенсивным влиянием окружающей среды, которые определяют функциональные свойства и реактивность организма. Диатез – генетически детерминированная особенность организма, которая определяет своеобразие его адаптивных реакций и склонность к определенной группе заболеваний.
- Интенсивный рост и дифференциация ткани головного мозга, однако, остаётся еще ее морфологическое и функциональное несовершенство. Повышена проницаемость гемато - энцефалического барьера. Склонность к судорогам функционального характера, частые явления менингизма на фоне острых респираторных вирусных заболеваний.
- Функциональная слабость пищеварительного аппарата, низкая активность ферментов слюны, желудочного сока, который способствует желудочно-кишечным расстройствам, гипотрофии.
- Интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, что может способствовать возникновению рахита.
- Недостаточное развитие придаточных пазух носа (не болеют синуитами).
- Характерны физиологические дефицитные состояния (истощаются резервы, полученные от матери, свои еще не выработаны):
- физиологический иммунодефицит;
- физиологическая анемия (дефицитная);
- физиологическая гипотпротеинемия.
- Неспособность ограничивать инфекционный воспалительный процесс (чаще тяжелое течение заболевания, осложнения).
- Интенсивное формирование условно рефлекторных связей, второй сигнальной системы.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА
МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ
1. Окончательное
дифференцирование нервной системы, стойкость функций анализаторов.
2. Усовершенствование второй
сигнальной системы.
3.
Преобладание функциональной активности гипофиза и тимуса, уменьшение склонности к генерализованным реакциям.
4. В структуре заболеваемости
преобладают ОРВИ и детские инфекционные заболевания.
Преддошкоьный период (раннее детство) (1 – 3 года):
-
темпы роста еще велики, но уже снижаются;
-
бурное развитие ВНД (высшей нервной деятельности);
-
качественные изменения, дифференцировка ЦНС, развитие условных рефлексов;
-
преобладает наглядно-действительный тип мышления (что видит, то запоминает, развитие памяти, «отпечаток впечатлений»);
-
«культ матери».
3 года - « кризис трехлетних»:
- ребенок осознает собственное «я», изучает себя в зеркале;
- время активного вступления в контакт с окружающим миром, любознательность, невозможность сделать все, что хочет (возможны неврозы, невропатии, привычные рвоты);
- ребенок может много и долго быть
активным (преобладание вагуса на ССС и дыхательную системы).
Дошкольный (3 – 6 (7) лет)
- до 3-5 лет продолжается развитие ВНД, закрепление навыков;
- формируется наглядно-образный тип мышления (построить, нарисовать, слепить);
- заканчивает свое развитие бронхолегочная система (как результат снижается респираторная заболеваемость);
- начинают формироваться и к 6-7 годам должны быть сформированы механизмы школьной зрелости (уравновешиваются тормозные и возбудимые механизмы ЦНС: ребенок должен правильно реагировать на слова, интонации, терпеливо слушать, концентрировать внимание и др.);
- в 6 – 7 лет
- первый период вытягивания.
ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Заканчивается морфологическое дифференцирование клеток коры головного мозга.
- Стойкое равновесие процессов возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения и доминирования коры головного мозга над подкорковыми структурами.
- Изменение зубов.
- Растет мышечная масса, развивается моторика (скорость, ловкость, сила, выносливость).
- Повышается значение гормонов щитовидной и половых желез (возможно развитие эндокринных дисфункции).
- Половой диморфизм физического развития.
- В структуре патологии преобладают приобретенные поражения ЖКТ, аллергические заболевания, нарушения осанки и патология зрения. Наиболее частая причина смерти – травматизм.
ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(периода полового созревания)
1.
Сроки полового созревания индивидуальны. Для девочек – 12 -16 лет, для
мальчиков – 13 – 18 лет.
2.
Второй скачок роста (6-8 см
за год).
3.
Происходят существенные сдвиги в эндокринной системе с преобладанием
функциональной активности половых желез.
4.
Возникновение и развитие вторичных половых признаков.
5.
Интенсивное психологическое развитие (формирование воли, сознания, морали,
характера).
6.
В структуре патологии преобладают психоневрозы, функциональные расстройства
сердечной деятельности, дисфункции эндокринных желез, заболевания ЖКТ.
ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА
0-1 год: заболевания редкие, тяжелые
1-3 года: заболевания
тяжелые, частые
3-6 лет: заболевания
частые, менее тяжелые.
Старше 6 лет: начинает расти хроническая патология.
До 1 года
§ Дефицитные болезни (рахит, железодефицитные анемии, гипотрофии, дисфункции иммунитета);
§
Токсикозы (генерализация инфекции нейротоксикозы, кишечный токсикоз);
Раннее детство
§
Неврозы, невропатии, привычная рвота;
§
Рост респираторных инфекций, формируется группа часто болеющих детей
(ЧБД);
§
Кишечные инфекции;
§
Проявления аллергии, обструктивные бронхиты;
§
Формируется хроническая патология носоглотки, аденотонзиллиты;
§
Детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа и др.)
§
Отравления, травмы;
§
Выявляется патология органа зрения.
Дошкольный период
§
Отмечается снижение респираторной заболеваемости (уменьшается количество ЧБД);
§
Развивается хроническая патология (ЖКТ, мочеполовой системы, ЦНС, опорно-двигательного аппарата).
Период младшенго и старшего школьный возраста
§
Вегетативные дисфункции (артралгии, кардиалгии);
§
Неврозы, психоневрозы, обморочные состояния
(синкопе);
§
Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз, сахарный диабет, нарушения гипоталамо-гипофизарной системы, пубертатные исхудания, ожирение);
§
Туберкулез;
§
Дебютируют коллагенозы.