Периоды развития детей

   В различные годы жизни, месяцы и дни организм ребёнка имеет свои анатомо-физиологические, функциональные и психологические отличия. По таким отличиям мы и попытаемся поделить развитие детей на соответствующие периоды.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

А. Подготовительный этап
1) период формирования наследственности
2) формирование соматического и репродуктивного здоровья родителей
3) предконцепционный период – профилактика нарушений гаметогенеза

Б.  Внутриутробный этап  (270 - 280 суток)
1)   герминальный, или зародышевый период (1 неделя с момента зачатия) и  период приживления   (40 часов)
2) фаза эмбрионального развития:
     а) собственно эмбриональный период (5-6 недель)
     б) неофетальный, или эмбриофетальный (2 недели – время формирования плаценты)
3) фаза плацентарного развития:
     а) ранний фетальный период (9 – 28 недель)
     б) поздний фетальный период или антенатальный (от 28 недель до рождения)
 
В. Интранатальный период (период родов)
Г. Внеутробный этап
1) период новорожденности (0 - 28 дней):
     а) ранний неонатальный (0 - 6 суток)
     б) поздний неонатальный (7 - 28 суток)  
2) период грудного возраста (от 29 суток до 12 месяцев)
3) период молочных зубов (1 – 7 лет):
     а) преддошкольный период (младшего детства) (1 - 3 года)
     б) дошкольный период (от 3 до 6 - 7 лет)
4)  младший школьный возраст (от 6 -7 до 11 лет)
5) период полового созревания, или старший школьный возраст (от 11 - 12 до 17 – 18 лет)

Критические периоды:
- время когда ребенок либо очень быстро растет, либо быстро созревают его функциональные   системы и он очень чувствителен к воздействию внешних факторов;
-         переход от одного вида обмена к другому;
-         переход от одного вида питания к другому;
-         должен завершиться более высоким уровнем адаптации.


КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Возрастные границы
Особенности критического периода
Внутриутробный период
I триместр беременности (20 -70 дней после зачатия)
Максимальная интенсивность процессов пролиферации клеток, дифференцирования тканей, формирования органов. Риск возникновения врожденных пороков развития.
Последний триместр
беременности
Ускорен рост массы тела. Риск возникновения внутриутробной гипотрофии, рождения недоношенного ребенка.
Перинатальный период
Риск травматизации в родах. Переход ко внеутробной жизни: метаболическая и функциональная адаптация. Потеря и возобновление массы тела.

Неонатальный период
Период значительной адаптации.

Второе полугодие – второй год жизнь
Переход на независимое от матери питание. Интенсивный рост
 и энергетический обмен.

1-3 год
Формирование высшей нервной деятельности.

Раннее детство и дошкольный этап (2 – 7 лет)
Относительная стабилизация скорости роста (гомеорезис),  первое вытягивание в конце этого периода. Завершение миелинизации основных проводящих путей нервной системы. 

Старший школьный период
Половое созревание. Модуляция обмена веществ под воздействием гипоталамо-гипофизарных и половых гормонов, андрогенов, пубертатный скачок роста, окончательное формирование фенотипа.

ОСОБЕННОСТИ  ПЕРИОДА  НОВОРОЖДЕННОСТИ

1.           Интенсивное приспособление к новым условиям жизни:
      а) функционирование малого круга кровообращения и внешнего дыхания;
      б) переход на энтеральный путь питания.
2.           Морфологическая незавершенность строения многих органов и систем, их функциональное несовершенство.
3.           Состояние „нестойкого равновесия” для основных систем новорожденного, транзиторные (переходные) состояния периода адаптации.
4.           Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения (разлитое торможение). Устанавливается ритм кормления, ритм сна (перестройка ЦНС).
5.           Снижена иммунологическая реактивность – низкая фагоцитарная активность лейкоцитов, незавершенный фагоцитоз, низкий уровень С3, С5 комплимента, низкое содержание иммуноглобулинов А и М. Пассивный иммунитет от матери (содержание Ig G в крови ребенка достигает 99% от содержания его в крови матери) обеспечивает защищенность от специфических (детских) инфекционных заболеваний.
6.           В структуре патологии преобладают: поражение ЦНС в результате перенесенной гипоксии, задержка развития, пороки внутриутробного развития, родовые травмы, инфекционные заболевания (врожденные и приобретенные).

ОСОБЕННОСТИ  ПЕРИОДА  ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

  1. Интенсивный рост и прибавка массы тела ребенка, с постепенным снижением динамики роста.
  2. Высокая интенсивность обменных процессов с преобладанием анаболических процессов.
  3. Преобладание функции щитовидной железы, которая обеспечивает высокий основной обмен и анаболические процессы и вилочковой железы (тимуса). Перестройка гормонального и иммунологического фона способствуют реализации склонности к аномалиям конституции (диатезов).  Конституция – совокупность относительно стойких морфологических и функциональных свойств человека, предопределенных наследственностью, возрастом или длительным и интенсивным влиянием окружающей среды, которые определяют функциональные свойства и реактивность организма. Диатез – генетически детерминированная особенность организма, которая определяет своеобразие его адаптивных реакций и склонность к определенной группе заболеваний.
  4. Интенсивный рост и дифференциация ткани головного мозга, однако, остаётся еще ее морфологическое и функциональное несовершенство. Повышена проницаемость гемато - энцефалического барьера. Склонность к судорогам функционального характера, частые явления менингизма на фоне острых респираторных вирусных заболеваний.
  5.  Функциональная слабость пищеварительного аппарата, низкая активность ферментов слюны, желудочного сока, который способствует желудочно-кишечным расстройствам, гипотрофии.
  6. Интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, что может способствовать возникновению рахита.
  7. Недостаточное развитие придаточных пазух носа (не болеют синуитами).
  8. Характерны физиологические дефицитные состояния (истощаются резервы, полученные от матери, свои еще не выработаны):
- физиологический иммунодефицит;
- физиологическая анемия (дефицитная);
- физиологическая гипотпротеинемия.
  1. Неспособность ограничивать инфекционный воспалительный процесс (чаще тяжелое течение заболевания, осложнения).
  2. Интенсивное формирование условно рефлекторных связей, второй сигнальной системы.


ОСОБЕННОСТИ  ПЕРИОДА  МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ

1.      Окончательное дифференцирование нервной системы, стойкость функций анализаторов.
2.      Усовершенствование второй сигнальной системы.
3.      Преобладание функциональной активности гипофиза и тимуса, уменьшение склонности к генерализованным реакциям.
4.      В структуре заболеваемости преобладают ОРВИ и детские инфекционные заболевания.

Преддошкоьный период (раннее детство) (1 – 3 года):

-         темпы роста еще велики, но уже снижаются;
-         бурное развитие ВНД (высшей нервной деятельности);
-         качественные изменения, дифференцировка ЦНС, развитие условных рефлексов;
-         преобладает наглядно-действительный тип мышления (что видит, то запоминает, развитие памяти, «отпечаток впечатлений»);
-          «культ матери».

3 года - « кризис трехлетних»:
- ребенок осознает собственное «я», изучает себя в зеркале;
- время активного вступления в контакт с окружающим миром, любознательность, невозможность сделать все, что хочет (возможны неврозы, невропатии, привычные рвоты);
- ребенок может много и долго быть активным (преобладание вагуса на ССС и дыхательную системы).

Дошкольный (3 – 6 (7) лет)

-  до 3-5 лет продолжается развитие ВНД, закрепление навыков;
- формируется наглядно-образный тип мышления (построить, нарисовать, слепить);
- заканчивает свое развитие бронхолегочная система (как результат снижается респираторная заболеваемость);
- начинают формироваться и к 6-7 годам должны быть сформированы механизмы школьной зрелости (уравновешиваются тормозные и  возбудимые механизмы ЦНС: ребенок должен правильно реагировать на слова, интонации, терпеливо слушать, концентрировать внимание и др.);
- в 6 – 7 лет -  первый период вытягивания.

ОСОБЕННОСТИ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Заканчивается  морфологическое дифференцирование клеток коры головного мозга.
  2. Стойкое равновесие процессов возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения  и доминирования коры головного мозга над подкорковыми структурами.
  3. Изменение зубов.
  4. Растет мышечная масса, развивается моторика (скорость, ловкость, сила, выносливость).
  5. Повышается значение гормонов щитовидной и половых желез (возможно развитие эндокринных дисфункции).
  6. Половой диморфизм физического развития.
  7. В структуре патологии преобладают приобретенные поражения ЖКТ, аллергические заболевания, нарушения осанки и патология  зрения. Наиболее частая причина смерти – травматизм.

ОСОБЕННОСТИ  СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(периода   полового созревания)

1.           Сроки полового созревания индивидуальны. Для девочек – 12 -16 лет, для мальчиков – 13 – 18 лет.
2.           Второй скачок роста (6-8 см за год).
3.           Происходят существенные сдвиги в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез.
4.           Возникновение и развитие вторичных половых признаков.
5.           Интенсивное психологическое развитие (формирование воли, сознания, морали, характера).
6.           В структуре патологии преобладают психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности, дисфункции эндокринных желез, заболевания ЖКТ.


ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА
0-1 год: заболевания редкие, тяжелые
1-3 года: заболевания тяжелые, частые
3-6 лет: заболевания частые, менее тяжелые.
Старше 6 лет: начинает расти хроническая патология.

До 1 года

§  Дефицитные болезни (рахит, железодефицитные анемии, гипотрофии, дисфункции иммунитета);
§         Токсикозы (генерализация инфекции нейротоксикозы, кишечный токсикоз);

Раннее детство

§         Неврозы, невропатии, привычная рвота;
§         Рост респираторных инфекций, формируется группа часто болеющих детей (ЧБД);
§         Кишечные инфекции;
§         Проявления аллергии, обструктивные бронхиты;
§         Формируется хроническая патология носоглотки, аденотонзиллиты;
§         Детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа и др.)
§         Отравления, травмы;
§         Выявляется патология органа зрения.

Дошкольный период

§         Отмечается снижение респираторной заболеваемости (уменьшается количество ЧБД);
§         Развивается хроническая патология (ЖКТ, мочеполовой системы, ЦНС, опорно-двигательного аппарата).

Период младшенго и старшего школьный возраста
§         Вегетативные дисфункции (артралгии, кардиалгии);
§         Неврозы, психоневрозы, обморочные состояния (синкопе);
§         Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз, сахарный диабет, нарушения гипоталамо-гипофизарной системы, пубертатные исхудания, ожирение);
§         Туберкулез;
§         Дебютируют коллагенозы.

Похожие статьи